- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

четвер, 1 вересня 2016 р.

Общедомовой учёт тепловой энергии

В последнее время все больше и больше существующих жилых зданий оборудуются общедомовыми средствами учета потребленной тепловой энергии. При этом установка общедомовых теплосчетчиков, как правило, должна осуществляться за счет средств теплоснабжающих организаций, что абсолютно логично и соответствует практике других стран.

И хотя в этом вопросе есть целый ряд нюансов, органы государственного и местного управления проводят последовательную работу, чтобы закончить оборудование существующих жилых зданий общедомовыми средствами учета в самые сжатые сроки. Попробуем разобраться, почему такое внимание уделяется этому мероприятию и насколько оно соответствует интересам потребителей тепловой энергии.
Понятно, что установка общедомового теплосчетчика не является энергосберегающим мероприятием. От того, будет ли жилой дом оборудован им или нет, количество подаваемой тепловой энергии на его отопление не уменьшится. Единственное, что будет точно зафиксировано – реальное теплопотребление здания. Это и является главным достоинством организации общедомового учета и находится в сфере интересов каждого потребителя тепловой энергии. Если жилой дом не имеет соответствующего учета, то каждый квартировладелец должен платить не за реально потребленное количество тепловой энергии, а по так называемому «экономически обоснованному тарифу на отопление одного кв. метра общей площади квартиры». Как показывает практика, плата за отопление по такому тарифу в среднем на 30% превышает плату, рассчитанную на основании реального теплопотребления. Поэтому все жители заинтересованы в организации общедомового учета в своих домах, это позволяет им значительно сократить расходы на отопление своего жилья. Понятен и интерес органов государственного и местного управления – переход на оплату за реальное теплопотребление снижает социальное напряжение в обществе, связанное с недовольством населения завышенными тарифами.
В тоже время организация повсеместного общедомового учета потребляемой тепловой энергии затрагивает интересы теплоснабжающих организаций. В большинстве случаев им не выгоден переход на систему расчетов за тепловую энергию по реальному потреблению. Поэтому они будут искать легальные пути повышения оплаты за подаваемую тепловую энергию. Одним из таких путей может быть увеличение температурных параметров теплоносителя, подаваемого на отапливаемые здания, а, следовательно, и количество тепловой энергии на их отопление. Все это зафиксируют приборы учета, жильцы заплатят больше за тепловую энергию, хотя для комфортного проживания такого количества тепла им не надо, а излишки пойдут на «отопление» окружающей среды через открытые балконы и форточки.
Для того чтобы избавиться от подобного сценария, современная теплотехника предлагает ряд апробированных технических решений, включающих замену устаревших тепловых пунктов в существующих зданиях на современные индивидуальные теплопункты (ИТП).
Во-первых, при установке таких пунктов можно задавать оптимальные параметры теплопотребления здания. Для этого в составе ИТП существуют специальные программаторы, которые настраиваются на потребление такого количества энергии, которое необходимо для поддержания комфортного температурного режима в помещениях.
Во-вторых, в составе ИТП имеется автоматизированная система регулирования теплопотребления в зависимости от погодных условий. На основании показаний датчика температуры наружного воздуха управляющая система в автоматизированном режиме уменьшает (при повышении наружной температуры) или наоборот увеличивает (если наружная температура понижается) подачу тепловой энергии на отапливаемое здание. Другими словами, здание, оборудованное современным ИТП, будет потреблять лишь то количество тепловой энергии, которое ему действительно необходимо, вне зависимости от объемов поставки этой энергии теплоснабжающей организацией, к тому же будет регулировать свое теплопотребление в зависимости от погодных условий.
Использование возможностей современных ИТП по регулированию теплопотребления зданий в сочетании с общедомовым учетом потребляемой тепловой энергии является энергосберегающим мероприятием. Как показывает практика, благодаря его реализации можно достигать экономии порядка 30% тепловой энергии и при этом исключить зависимость от недобросовестных действий поставщиков тепла. Внедрение подобного энергоэффективного решения имеет также важный воспитательный момент. После реализации таких мероприятий население реально ощущает их эффективность в виде сокращения размера оплаты за потребленную тепловую энергию. В свою очередь это побуждает квартировладельцев продолжать работу по повышению энергоэффективности и сокращению теплопотребления зданий.
Следующим шагом может быть утепление наружных ограждающих конструкций (стен, чердачных перекрытий, перекрытий над подвалами и внутридомовыми проездами), замена окон на энергоэффективные с повышенными показателями сопротивления теплопередаче и т.п. Реализация подобных мероприятий будет способствовать значительному сокращению теплопотребления зданий и в конечном итоге, будет отражаться на уменьшении платы за отопление для каждого владельца квартир.
Следует также обратить особое внимание на решение такой характерной для существующих жилых зданий и их систем отопления проблемы, как равномерное распределение тепловой энергии по всем отопительным приборам внутри здания. К сожалению, в большинстве случаев существующие системы отопления выполнены так, что чем дальше отопительные стояки находятся от теплового ввода в здание, тем меньше поступает на них тепловой энергии. Поэтому в отдельные квартиры поступает избыточное количество тепла, а другим его недостаточно. Избавиться от подобной ситуации возможно путем балансировки внутридомовой системы отопления. Для этого используются специальные балансировочные клапаны, устанавливаемые на отопительных стояках. С их помощью можно обеспечить подачу теплоносителя с требуемыми температурными параметрами ко всем отопительным приборам внутри здания и тем самым обеспечить равные условия теплового комфорта для всех жильцов дома.
Вместе с тем следует отметить, что предложенные мероприятия хотя и приводят к сокращению оплаты за отопление для всех квартировладельцев жилого дома, но не обеспечивают справедливого распределения размеров этой оплаты в зависимости от реального теплопотребления каждой конкретной квартирой. Показания общедомового теплосчетчика распределяются между каждой квартирой дома в зависимости от общей площади этих квартир. И хотя в результате внедрения энергоэффективных мер, жильцы стали платить меньше, все равно они платят по усредненным показателям, не отражающим реального потребления каждой квартирой. Ликвидировать такую ситуацию возможно за счет организации поквартирного учета и регулирования потребления тепловой энергии. Каждый квартировладелец должен иметь возможность регулировать температурный комфорт в своей квартире и учитывать потребленную для этого тепловую энергию. Современные технические средства позволяют организовать поквартирный учет и регулирование в любом существующем здании.
Для регулирования используются радиаторные терморегуляторы, устанавливаемые на каждом отопительном приборе (радиаторе). С их помощью можно задавать желаемую температуру в каждом помещении квартиры, можно понижать ее в период отсутствия людей в помещениях – другими словами регулировать количество тепла, необходимого для комфортного проживания исходя из желаний квартировладельцев.
Несколько сложнее организовать поквартирный учет тепловой энергии. К сожалению, системы отопления большинства существующих зданий не предусматривали наличие единого квартирного ввода тепла, к каждому отопительному прибору оно подается по общедомовым стоякам. Можно, конечно, установить теплосчетчики на каждый отопительный прибор, но это очень дорого, сложно в эксплуатации и не рационально.
Есть два решения данного вопроса. Если внутридомовые тепловые сети в здании полностью амортизированы и требуют замены, то необходимо запроектировать новую систему с поквартирными вводами в каждую квартиру и установкой на них по одному квартирному теплосчетчику. Если же тепловые сети еще имеют значительный технический ресурс, то следует организовать поквартирный учет с использованием так называемых приборов-распределителей, устанавливаемых на каждый отопительный прибор. Приборы-распределители не являются теплосчетчиками, указывающими непосредственно количество потребленной тепловой энергии. Они дают возможность из общего теплопотребления здания, определенного общедомовым теплосчетчиком, вычислить долю теплопотребления каждым отопительным прибором системы. Специальные расчетные комплексы на основе показаний приборов-распределителей позволяют определить количество тепловой энергии, потребленное каждой конкретной квартирой. Это, в общем-то, недорогое оборудование с системой дистанционного считывания результатов, позволяет организовать поквартирный учет потребленного тепла. Аналогичные системы работают во многих странах (Дании, Польше, Чехии и ряде других) и за многие годы эксплуатации показали свою высокую работоспособность и эффективность.
Организация поквартирного учета в любом случае не исключает необходимость общедомового учета. Если поквартирный учет организован за счет установки теплосчетчиков на единых квартирных вводах тепла, то общедомовой учет необходим для оценки теплопотребления помещений общего пользования (лестничных клеток, лифтовых холлов и т.п.). Из общедомового теплопотребления вычитается сумма теплопотребления всех квартир дома, и полученная разность будет показывать количество тепловой энергии, затраченное на отопление мест общего пользования. Оплата за эту энергию распределяется между всеми квартирами дома в зависимости от их общей площади. Если поквартирный учет организован с использованием приборов-распределителей, то общедомовой учет является основным элементом такой системы учета.
Выводы:
1. Организация общедомового учета теплопотребления зданий позволяет его жильцам перейти от оплаты за отопления по усреднённым (зачастую завышенным) показателям к оплате за реально потребленное количество тепловой энергии, что дает возможность экономии порядка 30% средств.
2. Жители жилых домов, перешедших к оплате на основании общедомового учета теплопотребления и ощутившие реальные результаты такого перехода, получают дополнительные стимулы к дальнейшей термомодернизации принадлежащего им жилья, внедрению новых энергосберегающих мероприятий с целью последовательного сокращения затрат за потребляемые энергоресурсы.
3. Наибольшего эффекта общедомовой учет теплопотребления может быть получен в сочетании с внедрением современных индивидуальных пунктов, обеспечивающих оптимальное потребление тепловой энергии и регулирование это потребления по погодным условиям.
4. Организация общедомового учета теплопотребления является обязательным условием к последующей организации поквартирного учета и регулирования.
5. Организация поквартирного учета и регулирования позволит обеспечить справедливую оплату за потребленные энергоресурсы каждым квартировладельцем в зависимости от его желаний по созданию комфортных тепловых условий в своей квартире и связанного с этим реального теплопотребления.
За материалами компании «Данфосс ТОВ»


Немає коментарів:

Дописати коментар

- КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ - Стаття 5. Носієм суверенітету і єдиним джерелом влади в Україні є народ. Стаття 13. Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об'єктами права власності Українського народу. -
- Правовий порядок в Україні ґрунтується на засадах, відповідно до яких ніхто не може бути примушений робити те, що не передбачено законодавством. Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України. Стаття 19. Конституції України -

НАЙЦІКАВІШЕ В БЛОЗІ