- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

суботу, 23 квітня 2016 р.

Как простые украинцы могут контролировать любые незаконные решения КП и органов местного самоуправления через ОСНы

Мы выяснили, чего и как можно добиться с помощью органа самоорганизации населения (ОСН).
В этом году в Украине количество органов самоорганизации населения (ОСН) росло быстрыми темпами. Если еще на 1 января их было 1302, то уже на 1 июля — 1371 (на 13 ноября 2012 года – ред.). Несмотря на это, большинство людей до сих пор не знают, что представляют собой эти органы и какую пользу они могут приносить. Более того, ОСНы часто путают с ОСМД (объединениями совладельцев многоквартирных домов) и ОО (общественными организациями). В том, что же такое ОСН, как его создать и чем он может вам помочь, мы разобрались с помощью закона "Об органах самоорганизации населения" и наших экспертов.

ПРАВА. Говоря простыми словами, ОСН — это комитет, созданный жителями дома (или улицы, квартала, микрорайона и др.), для того, чтобы защищать их права и интересы. Причем это представительский орган, с решениями которого вынуждена считаться местная власть. К примеру, такой комитет может контролировать качество услуг ЖЭКа. И требовать от местных депутатов отмены решений, которые могут навредить жителям данной территории. Впрочем, в его права входит не только борьба за справедливость, но и более миролюбивые действия. Например, организация досуга: проведение праздников, создание кружков для детей, помощь ветеранам и тому подобное.
РЕСУРСЫ. У любого ОСН есть руководство (председатель, его заместители, секретарь). Если они работают на профессиональной основе, могут по решению общего собрания получать зарплату. Вдобавок, деньги понадобятся и на проекты комитета: ремонт и оборудование детских площадок, благоустройство территории и т. п. Поэтому при создании ОСН нужно сразу определиться со средствами. По закону он может получать деньги напрямую из местного бюджета (там может быть спецстатья расходов для этого), получать деньги у меценатов (физлиц и юрлиц) и гранты от донорских организаций.

ПРОЦЕДУРА СОЗДАНИЯ

1. Провести общее собрание, собрав не менее половины жителей дома (улицы, микрорайона и др.), имеющих право голоса (или конференцию их представителей). На нем избрать уполномоченных выступать от общего имени в отношении с местным советом.
2. Подать в районный (сельский, поселковый, городской) совет заявление о создании ОСН, протокол собрания жителей с указанием принятых основных направлений деятельности комитета, список участников собрания с указанием ФИО, года рождения, серии и номера паспорта и домашнего адреса каждого.
3. Получить на ближайшем заседании местного совета при участии членов инициативной группы согласие на создание ОСН с указанием его территории и полномочий.
4. Провести второе собрание, выбрать состав ОСН и утвердить Положение о нем.
5. Легализировать созданный ОСН в исполкоме местного совета.
Пособие по созданию и работе ОСН, подборку законов и образцы всех необходимых документов смотрите внизу статьи в прикрепленных файлах.


"ДЕПУТАТЫ ЧАСТО СЧИТАЮТ ОСН КОНКУРЕНТАМИ ПРИ ВЛАСТИ"
Андрей Крупник, председатель Всеукраинской ассоциации содействия самоорганизации населения (г. Одесса):

"Сейчас в Киеве местная власть всячески поддерживает создание ОСН. Но в регионах ситуация, как правило, сложнее. Дело в том, что депутаты местных советов часто воспринимают ОСН как своих конкурентов при власти. Но при настойчивости добиться регистрации ОСН все же можно. Вторая сложность при организации ОСН — собрать достаточно людей на общее собрание. Поэтому ОСН легче создать там, где есть общая проблема и люди готовы объединяться для ее решения. Например, соседство с экологически вредным объектом, проблемы с жэком и др. Третий важный момент — найти лидеров, за которыми пойдут люди. Создавая ОСН, убедитесь, что его хотят возглавить не псевдолидеры (к примеру, бизнесмены для защиты личных интересов с вашей помощью). И важно, чтобы руководство ОСН было юридически грамотно.
В многоэтажках ОСН как форма более "мягкого" объединения жителей могут стать "нулевым этапом" для подготовки к созданию ОСМД как более "жесткой" формы объединения по управлению собственностью. Но даже и после создания ОСМД в одном доме могут успешно сосуществовать ОСН и ОСМД. Но, к примеру, в общежитиях, в которых у нас в стране живет 2 млн людей, создать ОСМД в принципе нельзя. Поэтому в Одессе и некоторых других городах в общежитиях создаются домовые комитеты. С их помощью быстрее решаются проблемы, в том числе с приватизацией. В частном секторе ОСН тоже незаменимы. Важную роль ОСН могут сыграть в контроле качества услуг жэков. Эксперты Всеукраинской ассоциации подготовили комплект поправок к действующим подзаконным актам, которые позволят ОСН защищать свои права как потребителей услуг ЖКХ. Наш пакет предложений сейчас находится на рассмотрении Минрегиона".

"МЫ ЗАТОРМОЗИЛИ ВСЕ НЕЗАКОННЫЕ СТРОЙКИ"
Андрей Нестерков, глава комитета микрорайона "Русановка" (г. Киев):

"У нас на Русановке в 2006 году остро встала проблема застройки микрорайона. В то время у нас пытались наставить между девятиэтажками "свечки", которые могли разрушить соседние дома. Более того, была попытка построить "свечку" прямо на берегу Днепра, разрушив защитную дамбу. Тогда мы сразу объединились вокруг этой проблемы, и уже в 2007-м получили разрешение на создание нашего комитета. С тех пор мы затормозили все незаконные стройки: или заморозили их, или совсем отменили. К примеру, когда была попытка застроить набережную или возвести ТРЦ на бульваре Давыдова, мы пришли на сессию Киевсовета и добились отмены этих решений. Теперь недобросовестные застройщики обходят Русановку стороной.
От ОСН властям совсем не просто отмахнуться, так как это представительский орган. Собственно, когда ушли райсоветы, именно комитет микрорайона стал посредником между властью и жителями. К примеру, в прошлом году к нам обратились жители, которые до этого 9 лет безуспешно воевали с дебаркадерами на берегу реки. Мы в феврале подняли этот вопрос — и уже 16 апреля нам удалось собрать людей на митинг поддержки. Тогда власти нас услышали, убрали почти все дебаркадеры, плюс провели реконструкцию Днепровской набережной. Как показала наша практика, создание обычных инициативных групп практически не имеет эффекта. А у ОСН есть больше полномочий. Он может даже подавать иски в суд как юрлицо. Хотя мы стараемся до суда дело не доводить. Потому что решение вопроса там затягивается порой на годы. Подаем в суд, только если иначе не можем заморозить какую-то вредную стройку. В основном наша работа финансируется местными меценатами и за счет грантов донорских организаций: это проект UNITER, Фонд Восточная Европа, Международный фонд "Возрождение". Членских взносов никаких нет.
Кстати, по своему опыту могу сказать, что сейчас в Киеве стало гораздо проще создать ОСН, чем это было еще два года назад. К примеру, при предыдущей городской власти три года на сессию Киевсовета не выносилось ни одного заявления о создании ОСН. Поэтому еще два года назад в Днепровском районе Киева было всего два ОСН. Сейчас их уже восемь. Для сравнения: в Луганске на каждый район приходится до 80 ОСН".




Немає коментарів:

Дописати коментар

- КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ - Стаття 5. Носієм суверенітету і єдиним джерелом влади в Україні є народ. Стаття 13. Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об'єктами права власності Українського народу. -
- Правовий порядок в Україні ґрунтується на засадах, відповідно до яких ніхто не може бути примушений робити те, що не передбачено законодавством. Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України. Стаття 19. Конституції України -

НАЙЦІКАВІШЕ В БЛОЗІ