- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

четвер, 31 березня 2016 р.

Территориальные громады: оформляем право собственности на страну

Процесс децентрализации идёт полным ходом. Со всех сторон трубят о необходимости создания территориальных громад, подкрепляя это лозунгами типа «Децентрализация: деньги и власть громадам». Деньги и власть - это то, что, по мнению правящей верхушки, должно соблазнить неискушенный электорат, поэтому в его сознание старательно вбивают подобные изречения. Но что на самом деле кроется за этими лозунгами и почему Украине необходимо запустить процесс децентрализации?

Представьте, что вы унаследовали дом…

 .., и унаследовали вы его, будучи несовершеннолетним. И вот спустя несколько лет, когда вам уже 18, вы живете в этом доме с опекунами. Вот только забыли один нюанс: вы не оформили недвижимость на своё имя. Опекуны по-прежнему распоряжаются фактически вашим имуществом, устанавливают там свои правила, потому что де-юре оно закреплено за ними. Вас не устраивает положение дел, но изменить вы ничего не можете. Или можете?

Аналогичная ситуация сложилась в Украине в начале 90-х, когда народ по неопытности позволил «прихватизировать» заводы, фабрики, землю и прочие ресурсы нескольким кланам. А ведь в нашей Конституции изначально было заложено то, что Украина является Республикой, а «носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ», который осуществляет власть «НЕПОСРЕДСТВЕННО и через органы государственной власти и местного самоуправления»

Что значит «непосредственно»? Именно под этим словом и подразумевалось изначально создание территориальных громад. Для того чтобы заявлять или отстаивать свои права, громада должна стать юридическим лицом. Это происходит вследствие принятия общиной и регистрации Устава территориальной громады. Этот Устав определяет, в том числе, порядок принятия громадой каких-либо решений, делегирования тех, кто может выступать от её имени, и другие важные аспекты.
Вы скажете: «А разве мы не делегировали своих представителей, когда поставили «галочку» на выборах в местный совет?» Нет. Те, кто считает местные советы представителями территориальных громад, видимо, не знают Конституцию Украины 1996 года (а именно ст. 143). Основной закон совершенно однозначно устанавливает, что органы местного самоуправления должны были быть созданы непосредственно самими территориальными громадами. Не нормативным актом Верховной Рады, не Постановлением Кабинета Министров, не, тем более, решением какой-нибудь очередной или внеочередной сессии какого-либо органа УССР назначить самого себя органом самоуправления территориальной громады!

Да, все права территориальных громад закреплены в Конституции Украины, но органы государственной власти еще «советской Украины» не поспешили эти права реализовать и объяснить.

Как именно создание территориальных громад должно повлиять на каждого украинца? Что в результате получит каждый украинец, когда завершится процесс децентрализации?

Это даст всем нам множество привилегий. Народ наконец получит обратную связь и возможность самому распоряжаться своими ресурсами.

Возьмем один из самых болезненных на данный момент вопросов - тарифы. Известно, что они включают в себя обязательные затраты и дополнительные. К обязательным причисляем сам ресурс (газ, вода и т.д.) и энергозатраты, а в дополнительные входят зарплаты сотрудникам, выплаты, оптимизация производства, ремонты и прочее. Так вот именно территориальная громада решает, в каком объёме оплачивать эти дополнительные расходы - не в ущерб коммунальному предприятию, конечно, но все же. Таким образом, можно уменьшить тарифы или, по крайней мере, добиться отчетности по каждой копейке.

Кстати об отчетности. Следующим шагом после создания громад является введение четко определённого порядка отзыва представителей (депутатов). То есть, если громада видит, что её представитель в органах местного самоуправления не справляется со своими обязанностями или, чего хуже, злоупотребляет служебным положением, она имеет право лишить горе-чиновника его кресла или депутатского мандата. Главное - иметь желание построить новую страну, а старая система в результате таких реформ ликвидируется.

А вы знаете, что органы местного самоуправления не имели права самостоятельно создавать коммунальные предприятия? Но так или иначе, они уже созданы. Естественно, такие решения должны приниматься территориальными громадами: образование, ликвидирование и прочие операции с коммунальными предприятиями.

Наглядный пример – Польша. Ей так же, как и Украине, пришлось пройти нелегкий путь после выхода из СССР. В Союзе практиковалось только вертикальное подчинение: нижестоящая единица подчинялась вышестоящей. Польше удалось победить иерархическую зависимость. С 1999 года там введено новое административно территориальное деление, основными единицами которого являются «гмины» - аналог территориальных громад. Каждая гмина самостоятельно распоряжается своим имуществом и долей налогов, и может принимать любые решения, не противоречащие национальному законодательству. Результат такого устройства очевиден, если посмотреть на простые цифры: по данным Всемирного банка уже в 2013 году ВВП Польши в 3 раза больше, чем ВВП Украины, хотя в 1990 году Украина была впереди почти на 20 млрд. долларов США. По статистике на тот же год, средний поляк мог за свою среднюю зарплату купить 4,5 набора продуктов, которые мог позволить себе украинец. Впечатляет? А ведь на старте мы были впереди.

Второй пример: Швейцария – замечательная страна! А ведь именно там проводят больше всего в мире референдумов.

Вот в Украине дела обстоят хуже. Мы уже помогли создать первую в Украине громаду в Вишневом Покровского р-на, там уже открыли свой счет вместо казначейства. Осталось провести инвентаризацию. Были проблемы с оформлением, ведь в госреестре даже не знали соответствующего кода для такого юр. лица!

Сейчас громада Вишневого пишет письма в органы государственной власти о том, что впредь, прежде чем использовать местные ресурсы (природные, трудовые и т.д.) или принимать какие-то решения по этому населенному пункту, им придется спрашивать мнение громады и в обязательном порядке учитывать его.

Посмотрим, что из этого получится. Но создавать территориальные громады необходимо, так же, как и общественникам необходимо помогать гражданам в этом нелегком деле.

Власть говорит о децентрализации, но сама сделать всё как следует не может. Пример тому Запорожье. В 2006 г. утвердили Устав громады без ведома граждан! Спросите людей на улице, знают ли они, что в Запорожье есть Устав территориальной громады? Вряд ли.

Что необходимо для создания громады

Здесь, как и у всего есть определённый порядок. Во-первых, нужно создать механизм учёта мнения большинства граждан, имеющих право голоса. После этого составляется сам Устав громады или разрабатываются необходимые изменения к нему (как в случае с Запорожьем). Затем проект Устава в обязательном порядке выносится на обсуждение – механизм учета мнений ведь уже создан. Таким образом добиваемся принятия адекватного Устава. И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО создаются, в соответствии с Конституцией, органы местного самоуправления - представительские органы территориальной громады.

Сейчас же получается, что местные советы что-то там решают «у себя, наверху», а народ только изредка интересуется и получает поверхностные ответы. Отсюда недоверие, отсюда неудовлетворенность властью!

Если выполнить все эти пункты и ввести безапелляционный порядок отзыва депутатов, то власть действительно перейдёт в руки народа, а не останется частью лозунгов.

А также, следует начать не с переписывания законодательства (как обычно), а с выполнения существующего. Тогда можно будет говорить о стабильности, эффективном использовании бюджетных средств коммунальными предприятиями и исполнительными органами в интересах горожан. Под контролем громад это станет лекарством против коррупции и даст мощный импульс для развития города, привлечения инвестиций и внедрения инновационных технологий. Сейчас мы пытаемся урегулировать вопрос с созданием территориальной громады в Запорожье так, чтобы это соответствовало процедуре. Ведь фиктивный Устав никому не нужен! Создание громад станет залогом результативной работы местного самоуправления: сначала в Запорожье, а затем и в Украине. Нужно действовать сообща и делиться опытом, тогда у нас с вами всё получится.


3 коментарі:

  1. напишіть чіткий порядок створення тергромади, від і до. всю послідовність дій, що за чим йде.

    ВідповістиВидалити
  2. Або дайте посилання на матеріали де йдеться про "порядок створення тергромади"

    ВідповістиВидалити
  3. Мало віриться в те,що влала охоче піде на створення територіальних громад, З їхнього контролю виходить багато чого,з чого вона має свої прибутки. Це не в її інтересах. Потім, замовчують те, що при місцевому самоврядуванні, громади вирішують ,що краще робити в своїх регіонах---які традиції сповідати, які пісні співати, які памятники і кому ставити, яких видатних людей свого краю, гароїв вшановувати, не дивлячись на те, як до цього ставляться сусіди, чи окремі політики. Цього можуть не спиймати на тій же території Західної України. Особливо болюче мовне питання, а посил на те, що прийняла Верховна Рада---мало чого вона наприймала, а якщо прийняти те , що довіра до неї вже знизилася далі нікуди, то її багато рішень не будуть сприйняті в суспільстві. Так ,що проблем з втіленням основ самоврядування буде багато. Закони так написані, що не сприймаються людьми, а вони--це основа громад. І в Конституції ці питання не висвітлені належним чином. Розголосу багато , а справжних дій мало. Мабуть рано нам ще святкувати перемогу. Ми ще не визначились з цією війною, різні думки, суспільство розділено пттаннями війни і миру.Країні потрібен спокій, мир, праця. А поки що.....

    ВідповістиВидалити

- КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ - Стаття 5. Носієм суверенітету і єдиним джерелом влади в Україні є народ. Стаття 13. Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об'єктами права власності Українського народу. -
- Правовий порядок в Україні ґрунтується на засадах, відповідно до яких ніхто не може бути примушений робити те, що не передбачено законодавством. Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України. Стаття 19. Конституції України -

НАЙЦІКАВІШЕ В БЛОЗІ