- Територіальним громадам сіл, селищ, міст, районів у містах належить право комунальної власності на рухоме і нерухоме майно, доходи місцевих бюджетів, інші кошти, землю, природні ресурси, підприємства, установи та організації, в тому числі банки, страхові товариства, а також пенсійні фонди, частку в майні підприємств, житловий фонд, нежитлові приміщення, заклади культури, освіти, спорту, охорони здоров'я, науки, соціального обслуговування та інше майно і майнові права, рухомі та нерухомі об'єкти, визначені відповідно до закону як об'єкти права комунальної власності, а також кошти, отримані від їх відчуження. Спадщина, визнана судом відумерлою, переходить у власність територіальної громади за місцем відкриття спадщини. Стаття 60. Закону України „Про місцеве самоврядування в Україні” -

понеділок, 18 квітня 2016 р.

Природные богатства - для всех граждан на все времена

Немногие слышали о Перманентном фонде Аляски (APF), общественном трастовом фонде штата, и дивидендах, которые он выплачивает своим гражданам, однако это очень интересная структура с нестандартным подходом к пониманию собственности на природные ресурсы. Когда маятник качнется в другую сторону, этот подход может заменить частную, конкурентную и эксплуатационную модель собственности и получения доходов.

APF был создан в 1976 г., после того, как на Аляске была найдена нефть. В конституции штата записано, что правительство должно гарантировать, чтобы нефть Аляски 'принесла гражданам максимальную пользу'. Нефть определяется, как собственность всех граждан Аляски, а не только собственность тех, кто владел землей на тот момент, когда была открыта нефть. Ежегодно каждый гражданин штата получает чек на выплату дивиденда на сумму, рассчитанную на основании общей суммы лицензионных платежей за добычу нефти, которые нефтяные компании выплачивают в APF. Первые чеки были выписаны в 1982 г., и каждый гражданин получил за год $1000.


Правительство Аляски направляет 25 % нефтяных лицензионных платежей и налогов в APF, а остальные доходы - в статью обычных бюджетных расходов. В штате не взимается подоходный налог и налог с продаж.
С момента образования фонда Аляска стала единственным штатом США, в котором происходит сокращение пропасти между богатыми и бедными гражданами. В штате практически нет безработицы. Дивиденды стимулируют развитие местной экономики.
К 2000 г. годовые дивиденды, получаемые каждым гражданином Аляски, приблизились к $2000. Позже дивиденды сократились, потому что фонд начал наращивать доходы, инвестируя капитал в облигации и акции, недвижимость и прочие активы. Резкое понижение на фондовой бирже в первые годы 21-го столетия привело к снижению выплат почти на 30 %. Бюджет штата оказался в дефиците почти на $400 млн.
Из этой ситуации напрашиваются выводы, что лучше не поддаваться призывному зову фондовой биржи, а инвестировать в реальные инфраструктурные активы. Фонд мог бы использоваться для финансирования государственных активов, и правительство могло бы выплачивать фиксированный процент, вместо того, чтобы заимствовать у банков.
Аляска ведет разумное управление своими доходами от природных ресурсов.
Не менее рачительно распоряжается своими нефтяными доходами и Норвегия, один из ведущих экспортеров нефти, не присоединившихся к ОПЕК. Норвегия является четвертой страной мира по величине богатства. В стране не существует таких проблем, как безработица и бедность, она считается лучшей в мире страной для проживания, если судить по показателям качества жизни. В этой стране разработана самая прогрессивная в мире система налогообложения, правительство бережно относится к своему народу и своим деньгам. Как и Аляска, Норвегия инвестирует нефтяные доходы в правительственную структуру.
Норвежский Нефтяной фонд принадлежит всем норвежцам. Он был создан для погашения государственного долга в 60-е годы, после того, как в стране была открыта нефть. С 1995 г. было принято решение не направлять средства фонда на выплату гражданам дивидендов, которые могли бы составить в настоящее время $1333 в год. Вместо этого средства норвежского фонда направляются на развитие социальной сферы - на оплату восьминедельного ежегодного отпуска, предоставляемого всем работающим гражданам, больничных листов, субсидирование превосходных по качеству и недорогих детских дошкольных учреждений, выплату государственной помощи матерям-одиночкам и финансирование бесплатного образования.
Норвегия ограничивает количество добываемой нефти, так что этот ресурс рассматривается, как принадлежащий не только нынешнему, но и будущим поколениям.
В Нигерии наблюдается совсем другая ситуация. Нигерия - шестая по величине нефтедобывающая страна мира, а уровень жизни населения в ней один из самых низких в мире. Нигерия зарабатывает на нефти порядка $10 млрд в год, а компании, ведущие добычу нефти в стране, - $150 млрд в год.
Дивиденды, выплачиваемые населению, численность которого составляет 130 млн чел., могли бы достигать $115 на человека в год при 10-процентной арендной плате за разработку ресурсов. Вместо этого с ростом нефтяных доходов бедность населения только увеличивается. ВВП на душу населения только за четыре года с 1982 г. по 1986 г. сократился с $860 до $280.
Почему это произошло? В середине 80-х годов, военный лидер Нигерии генерал Ибрагим Бабанджида последовал рекомендациям Международного валютного фонда, которые были обязательным условием реструктуризации долгов и результатом которых стало огромное сокращение инвестиций в социальную сферу, полная приватизация нефтедобывающего сектора и наращивание добычи нефти в стране. МВФ не дал никаких советов по образованию национального нефтяного фонда, подобного фонду Аляски.
Доходы исчезли в карманах частных владельцев. По данным министерства юстиции США, в период с 1995 г. по 2002 г. компания Halliburton выплатила в виде взяток нигерийским правительственным чиновникам порядка $300 млн. В таких условиях, далеко не способствующих сохранению уменьшающегося ресурса, поскольку и правительство и нефтяные компании извлекают максимальные прибыли из наращивания добычи нефти.
Контраст очевиден. В странах, где соблюдаются права гражданина на доходы от природных ресурсов, наблюдается снижений бедности, правительство инвестирует накопленный капитал в повышение благосостояния своего народа, местная экономика развивается, снижая безработицу, наблюдается всеобщее повышение жизненного уровня, предусмотрены меры по предотвращению злоупотреблений общественными средствами.


Немає коментарів:

Дописати коментар

- КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ - Стаття 5. Носієм суверенітету і єдиним джерелом влади в Україні є народ. Стаття 13. Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об'єктами права власності Українського народу. -
- Правовий порядок в Україні ґрунтується на засадах, відповідно до яких ніхто не може бути примушений робити те, що не передбачено законодавством. Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України. Стаття 19. Конституції України -

НАЙЦІКАВІШЕ В БЛОЗІ